В пустыню – на вездеходе «из газонокосилки и водосточных труб»
© Фото: Первый Байкальский
8 сентября 2022

В пустыню – на вездеходе «из газонокосилки и водосточных труб»

Путешественники Федор Конюхов, Александр Юнанов и Игорь Головатый пересекут пустыню Гоби за две недели. Сделают они это на самодельных трехколесных мотоциклах, которые изначально создавались для экспедиции на Северный полюс

«С экспедиции можно вернуться живым тогда, когда ты ее хорошо подготовил», – говорит Федор Конюхов, знаменитый 71-летний путешественник, в копилке которого более 20 мировых рекордов. Возможно, вскоре к ним добавится еще один. 10-11 сентября Федор Конюхов вместе с мотопутешественниками Александром Юнановым и Игорем Головатым отправляются в экспедицию по Гоби: они пересекут пустыню на самодельной мототехнике. 

Накануне старта участники экспедиции заехали в Иркутск. Первый Байкальский побывал на этой встрече и узнал подробности о самодельных вездеходах, маршруте и первых форс-мажорах.

ЧТО ЗА ЭКСПЕДИЦИЯ? 

Это первая попытка пересечь пустыню Гоби на трехколесной мототехнике. Для установления рекорда участникам достаточно проехать маршрут, не привязываясь ко времени. Сами путешественники планируют преодолеть путь длиной 1600 км за две недели. 

Экспедиция посвящена одной из важнейших дат в истории русско-монгольских отношений – 110-летию (3 ноября 1912 года) подписания в Урге главой русской дипломатической миссии И. Я. Коростовцом монголо-российского договора о дружбе, по которому Российская империя официально признала Монголию и ее правительство. 

КТО УЧАСТВУЕТ? 

Участники экспедиции слева направо: Федор Конюхов, Александр Юнанов и Игорь Головатый. Фото: Евгений Михайлов
Участники экспедиции слева направо: Федор Конюхов, Александр Юнанов и Игорь Головатый. Фото: Евгений Михайлов

За рулем самодельных трайков (огромных мотоциклов размером с джип) поедут трое опытных путешественника. Первый – это организатор и идейный вдохновитель экспедиции Александр Юнанов. Он является членом Русского географического общества и заядлым мотопутешественником, за его плечами более 250 000 км пути и 50 стран: от Австралии до Крайнего Севера. 

Второй участник экспедиции – Федор Конюхов – и вовсе не нуждается в представлении. Он совершил более 40 экспедиций по суше и воде. Первым в мире достиг всех пяти полюсов планеты. Первым в России покорил все семь вершин Земли, пересек Атлантический океан на гребной лодке, совершил одиночное кругосветное плавание и кругосветный полет на воздушном шаре. Конюхов побывал на всех континентах, в 190 странах и 16 раз пересек Атлантику. Помимо прочего, Федор Конюхов имеет сан священника и рисует картины. 

Наконец, третий член экспедиции – Игорь Головатый, он отвечает за техническую часть . Игорь – напарник и друг Александра Юнанова, вместе они преодолели самые сложные километры африканских маршрутов и открыли мотосезон 2022 года поездкой на мыс Доброй Надежды (ЮАР). Экспедицию будет сопровождать автомобиль с запасом топлива.

– На вездеходах стоит бытовой двигатель Honda GX-390, который используется в газонокосилках, генераторах и другой технике. Расход – до трех литров в час, скорость зависит от условий, – рассказывает Игорь Головатый. – Два года назад на «Байкальской миле» эта мототехника показала максимальную скорость 29,6 км/час, но реальная с учетом полного бездорожья будет 15-20 км/час. Исходя из этого и строим маршрут, дневные пробеги. А дальше техника покажет. Как сказал Федор Филиппович [Конюхов], основная цель экспедиции – проверка техники и ее жизнеспособности. 

ПОЧЕМУ В ПУСТЫНЮ?

Транспорт, на котором авантюристы отправятся в пустыню, изначально был предназначен для северной экспедиции и передвижения по воде. Это вездеходы-амфибии. 

– Такие машины делает небольшая частная компания в Подмосковье. Мы познакомились с ними, когда родилась идея поездки на трехколесных мотоциклах на Северный полюс. В тот момент, когда мы начали строить трайки, меня случайно познакомили с Федором Филипповичем, он откликнулся на предложение ехать с нами – в итоге мы построили не два, а три вездехода, – рассказывает Александр Юнанов.

«Когда мы создали первый образец, то поехали в Карелию. Там мы его перевернули, утопили, достали, слили из двигателя воду, залили свежее масло, поехали дальше», – рассказывает Юнанов. 

В апреле 2020 года авантюристы должна были отправиться на Северный полюс. Но пандемия смешала все планы. Мотопутешествие переносили три раза, после чего Федор Конюхов предложил: «Что нам снег – поехали в песок? В пустыню Гоби». В монгольской пустыне он уже бывал ранее. 

– Я пересекал ее в 2009 году, мы шли через Монголию, от Улан-Батора до Калмыкии на верблюдах и лошадях, – рассказывает Конюхов о полугодовой экспедиции «Великий шелковый путь». – Правда, ту экспедицию я не выдержал до конца, через два месяца, на подходе к России меня укусил боррелиозный клещ. Меня вывезли в Тыву и лечили целый месяц, а остальные пошли дальше. 

Гоби – третья по величине жаркая пустыня мира, которая протянулась на 1600 км в южной части Монголии и северных провинциях Китая. Колебания температур там экстремальные: от от −40 °C зимой до 45 °C летом. В переводе с монгольского «гоби» означает «безводное место». Фото: ethnomir.ru
Гоби – третья по величине жаркая пустыня мира, которая протянулась на 1600 км в южной части Монголии и северных провинциях Китая. Колебания температур там экстремальные: от от −40 °C зимой до 45 °C летом. В переводе с монгольского «гоби» означает «безводное место». Фото: ethnomir.ru

Так как транспорт, по сути, собран вручную, организаторы столкнулись с проблемой перевозки трайков через границу. 

– Откровенно говоря, это самодельная вещь, собранная из абсолютно разных деталей, газонокосилки и водопроводной трубы. У нас есть только маленький номер на двигателе. А нам надо пересекать две границы, – уточняет организатор экспедиции. – Через федерацию мотоспорта мы получили свидетельство, что вездеходы являются спортинвентарем. Еще написали письмо в Министерство окружающей среды и туризма Монголии. Буквально вчера пришел ответ на монгольском языке, там написано примерно следующее: «Оказать полное содействие и поддержку». Надеюсь, проблем не будет. 

КАКОЙ МАРШРУТ?

Экспедиция стартует 10-11 сентября из «города семидесяти источников» – монгольского Даландганзада. 

– Мы доберемся через Кяхту в Улан-Батор, а оттуда к точке старта. Поедем условно вдоль китайской границы. Маршрут, по нашим подсчетам, составит 1500-1600 км. Мы его спланировали так, чтобы раз в 3-4 дня попадать в какую-то цивилизацию, – говорит Александр Юнанов.

По пустыне невозможно проложить четкий маршрут из-за отсутствия ориентиров. Условный финиш запланирован в китайском городе Урумчи.

– Мы теоретически заложили на путешествие две недели. Но могут возникнуть форс-мажоры. Бывает, планируешь экспедицию полгода, а за две недели по глупости ломаешь палец, – показывает Александр гипс на правой руке и добавляет: – Я его сниму перед стартом. 

Во время экспедиции путешественники планируют заглянуть в Долину динозавров, в место, где соприкасаются границы России, Казахстана, Киргизии и Монголии, а также в другие удивительные уголки пустыни Гоби. 

– Нет на земном шаре некрасивых мест. Вы и сами это знаете – вы живете на Байкале. Я был в пустынях, полярных странах, лесах и джунглях – везде красиво, – подчеркивает Федор Конюхов. – Нет на земном шаре некрасивых мест. 

Если все сложится удачно, то экспедиция попадет в Книгу рекордов России. А Федор Конюхов, Александр Юнанов и Игорь Головатый начнут готовить вездеходы к путешествию на полюс. Правда, ехать решили все-таки не на северный, а на южный, в Антарктиду. 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
В пустыню – на вездеходе «из газонокосилки и водосточных труб»

Кто ловит сигналы из космоса на Байкальском нейтринном телескопе? Как в Иркутске изобретают «флешки» для других галактик? Чем занимаются физики в астрономии, медицине, программировании и авиации? Спросили у выпускников физического факультета ИГУ.

В пустыню – на вездеходе «из газонокосилки и водосточных труб»

Кто первым узнает о погоде на Байкале и обеспечивает прогнозами пилотов? Как метеорология связана с физикой Солнца? Кто из географов погружался с «Мирами» на дно Байкала? Мы познакомились с девятью выпускниками географического факультета ИГУ и узнали, в каких необычных сферах они работают.

В пустыню – на вездеходе «из газонокосилки и водосточных труб»

День рождения ребенка – это всегда задача со звездочкой. Если летом можно устроить пикник, то в холодное время года придется включить фантазию. Чтобы вам не пришлось всю ночь надувать шары и придумывать конкурсы, мы собрали топ-14 мест в Иркутске, где можно провести детский праздник.

В пустыню – на вездеходе «из газонокосилки и водосточных труб»

Вы когда-нибудь задумывались, как люди путешествуют с лошадью? Не на лошади, а именно с лошадью. Недавно иркутские спортсмены Порошины вернулись со всероссийских соревнований в Москве. Мы выяснили, как они добирались до столицы в крепкие морозы с жеребцами в прицепе, сколько наград привезли и какую роль во всей этой истории сыграл спасенный Эн+ ипподром «Байкал».

В пустыню – на вездеходе «из газонокосилки и водосточных труб»