pic
pic
© Фото: http://depositphotos.com/
20 марта

Война и мир на Байкале: судьбы двух Ледоколов

Судьба флота Байкала тесно связана с гражданской войной, которая захлестнула Россию после Октябрьской революции. Рассказываем о том, как был уничтожен байкальский «Титаник», который построили англичане, а также о судьбе его сестры, ледоколе «Ангара».

В конце XIX века началось строительство Транссиба. Для скорейшего завершения работ было решено организовать строительство сразу на нескольких участках. Сибирская магистраль должна была замкнуться в районе Байкала, однако сложные топографические и геологические условия, встретившиеся здесь, не позволили сделать это в кратчайшие сроки. Из-за трудностей при постройке поздний ввод в эксплуатацию Кругобайкальского участка надолго задержал бы открытие сквозного движения по всей магистрали. Было принято решение организовать железнодорожную паромную переправу через Байкал, пока не достроят участок вдоль озеро. 

В 1895 году была оформлена сделка с английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко» из Ньюкасла, которая на тот момент уже делала ледокол для переправы через Волгу. На следующий год судно было построено и проходило испытание вдоль берегов Англии до Ла-Манша и обратно. Потом судно было разобрано и по частям отправлено в Ревель (Таллинн) и Санкт-Петербург. Из этих городов началось сухопутное приключение частей будущего парома-ледокола. Поездами, пароходами и даже гужевым транспортом они добрались до поселка Лиственничный (Листвянка) на берегу Байкала, где и были собраны уже в 1899 году. Не вся конструкция делалась на Британских островах — деревянные части будущего ледокола изготавливались из местных ценных пород деревьев уже при окончательной сборке. 

Министерством путей сообщения было предложено назвать судно в честь Николая II, однако сам царь не одобрил эту идею, и ледокол был назван «Байкалом». Забегая вперед, сообщим, что, несмотря на этот отказ, гибель царя и судна разделил ровно месяц — в 1918 году.  

Паром-ледокол «Байкал» был крупнейшим судном на озере. Его корпус был выполнен из лучшей сименс-мартеновской стали. Дно двойное, как у тяжелых военных кораблей, вдоль ватерлинии по корпусу шёл широкий пояс из стальных листов толщиной 25 мм. Длина «Байкала» — 88.4 м, ширина — 15.5 м, водоизмещение — 4200 т, каюты — для 200 пассажиров. На трёх железнодорожных путях ледокола размещалось 25 двухосных вагонов с грузом и паровоз, в трюмах — 850 т груза.

Судно обслуживала команда из 200 человек. На судне имелся богато обставленный царский салон, в котором были даже позолоченные сервизы.

Фото
 

В 1900 году на помощь «Байкалу», тем же путем, пришёл второй ледокол — «Ангара», перевозивший 160 человек и около 150 тонн груза. Он предназначался главным образом для перевозки через озеро пассажиров и использовался для вспомогательных функций при совместном плавании с ледоколом «Байкал».

До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Ангара» вместе с «Байкалом» ежедневно совершала по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. Со временем ледокольная пристань была переведена в Танхой.

После Октябрьской революции ледоколы были национализированы. Вскоре, с началом гражданской войны и приближением к Иркутску частей восставшего чехословацкого корпуса, мирный труд пришлось прервать. Фронт стремительно подкатывался к Иркутску. Было принято решение создать Байкальскую военную флотилию. Ее флагманом стала «Ангара», которую вооружили двумя 6-дюймовыми пушками и 4 пулеметами.

Приняв на борт отряд красногвардейцев Лиственичного, «Ангара» отправилась в крейсирование в южную часть озера. Там теперь уже боевое судно обстреливало туннели КБЖД и контролировало все перемещения вдоль озера и по самому Байкалу. Кроме того, «Ангара» высаживала десанты, с помощью которых захватывались стратегически важные пункты.

«Титаник» озера, ледокол Байкал стал настоящим передвижным штабом и, вместе с тем, складом. В нем размещались люди, оружие, боеприпасы, уголь и многое другое. Вооружен корабль был слабо — на нем была лишь одна старая мортира.

Белочехи сумели создать свой собственный флот. Главной его мишенью был плавучий штаб красных. Как уже говорилось, гибели «Байкалу» избежать не удалось. Воспользовавшись отсутствием «Ангары», флот белых атаковал пристань Мысовую, где и стоял «Байкал». В операции участвовали пароходы «Феодосий», «Бурят» и «Сибиряк». Первое судно с двумя баржами под бортами несло на них артиллерию и пулеметы. Его заметили поздно, и «Байкал» даже не успел развернуться, чтобы принять бой. Один из первых же снарядов угодил в корму и обездвижил гиганта. После попадания в надстройку «Байкал» загорелся. Деревянная надстройка, трюмы, наполненные углем, смазкой и боеприпасами, — все стало добычей пламени. Остов этого корабля пробыл на дне у пристани, пока его металл не потребовался для нужд фронта во время ВОВ. 

«Ангара» же после окончания боевых действий еще долго служила в качестве пассажирского, а потом и рыбацкого судна. Она эксплуатировалась до 1962 года, несколько раз попадая в аварии, застревая во льдах священного моря и однажды чуть не потонув. В 1963 судно было списано, и долгое время его судьба находилась то в руках министерства обороны, то иркутских властей. Наконец, в 1991 году из старейшего судна своего класса, на пожертвования жителей города, сделали узей, который и сейчас принимает посетителей. Так продолжилась история последнего ледокола озера Байкал

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

Шаман-камень — скала у истока Ангары, памятник природы Прибайкальского национального парка и вместе с тем — священное место шаманистов. Это один из символов Байкала.

pic

Для большинства туристов путешествие к Байкалу начинается с Иркутска, крупнейшего города вблизи озера. И этот город — не просто точка маршрута: помимо многих его интересных особенностей, нельзя обойти стороной его архитектуру.

pic

С глубокой древности людей манило золото. Быстрое обогащение за счет этого драгоценного металла двигало людей в самые далекие края… На берегу Байкала были свои месторождения золота. Работа на них велась более ста лет с середины XIX века и до 60-х годов прошлого века.

pic

Суда, нагруженные чаем и шелком стали лакомой добычей для пиратов Байкала. Рассказываем о том, как они появились на озере, чем прославились и где находится пещера Байкальского Али-Бабы.